Система смазки

Система смазки служит для подачи масла к трущимся деталям, а также частично для их охлаждения и удаления продуктов износа.

При работе двигателя множество деталей контактируют друг с другом, образуя пары трения. Чтобы уменьшить износ (его называют фрикционным износом), двигатель и оборудуют системой смазки.

Резервуар с маслом находится в картере двигателя. Масляный насос обеспечивает поступление масла через масляный фильтр к движущимся частям.

В ДВС применяется система смазки комбинированного типа: часть деталей смазывается под давлением, часть — разбрызгиванием и окунанием, а часть — самотеком.

Кроме функций смазывания, масло может выполнять и функции охлаждения. Воздушный поток, проходящий под днищем движущегося автомобиля, обдувает картер двигателя, являющийся резервуаром для масла. Кроме того, на некоторых автомобилях и мотоциклах устанавливают специальные масляные радиаторы, призванные охлаждать масло. Это одновременно предохраняет масло от распада при высоких температурах.

Система смазки двигателя легкового автомобиля состоит из следующих основных элементов (рис. 2.23):

  • поддона картера;
  • масляного насоса с заборником;
  • масляного фильтра;
  • каналов и отверстий для подачи масла под давлением, просверленных в блоке цилиндров, в головке блока и в других деталях двигателя.


Поддон картера служит резервуаром для масла. Когда вы заливаете масло через маслозаливную горловину, оно проходит по пустотам внутри двигателя и опускается в поддон картера. Уровень масла в поддоне измеряется специальным масляным щупом, вставленным в отверстие в картере двигателя. По этому признаку систему смазки двигателей легковых автомобилей называют системой смазки с мокрым картером.



Рис. 2.23. Система смазки двигателя:

1 — масляный картер; 2 — коленчатый вал; 3 — масляный фильтр; 4 — фильтрующий элемент; 5 — масляный насос; 6–21 — каналы и отверстия