Принцип работы тормозного привода

Главной задачей тормозного привода является передача усилия, прилагаемого водителем к тормозной педали, на тормозные механизмы всех колес автомобиля. На современных автомобилях используются гидравлические тормозные приводы, в которых в качестве рабочего элемента используется специальная тормозная жидкость. Гидравлический привод тормозной системы включает в себя следующие составные элементы (рис. 6.3):

  • педаль тормоза;
  • рабочие тормозные цилиндры;
  • главный тормозной цилиндр;
  • тормозные трубки (шланги);
  • вакуумный усилитель тормозов.

Рис. 6.3. Гидравлический привод тормозной системы:

1 — педаль тормоза; 2 — главный тормозной цилиндр; 3 — тормозная трубка; 4 — питающий бачок; 5 — грязезащитный чехол

Когда необходимо снизить скорость, в том числе до полной остановки, водитель нажимает ногой на педаль тормоза, которая расположена в салоне автомобиля между педалями газа и сцепления. Приложенное усилие передается через специальный шток на поршень главного тормозного цилиндра. Этот поршень, в свою очередь, давит на залитую в системе тормозную жидкость, от которой усилие через топливные трубки и шланги передается на тормозные цилиндры колес. При этом у тормозных цилиндров выдвигаются поршни, которые давят на тормозные колодки, прижимая их либо к тормозным дискам, либо к тормозным барабанам (в зависимости от используемой конструкции тормозов). Диск или барабан имеется у каждого колеса и непосредственно связан с ним, поэтому, когда колодки давят на вращающийся вместе с колесом диск (барабан), вращение колеса замедляется и в конечном итоге прекращается.

На современных автомобилях используются гидравлические тормозные приводы, которые состоят из двух независимых контуров, отдельно для каждой пары колес. Причем эти контуры не обязательно связывают колеса одной оси. Если по каким-то причинам отказывает один контур, то срабатывает второй.

Для повышения эффективности работы тормозной системы, а также для уменьшения усилия, которое должен приложить водитель при нажатии на педаль, предназначен специальный прибор — вакуумный усилитель тормозов. Он непосредственно связан с главным тормозным цилиндром. Основным элементом усилителя является камера, которая разделена на две части резиновой диафрагмой. Одна часть камеры связана с впуск ным трубопроводом двигателя, в котором создается разряжение, а вторая — с атмосферой. В разряженном пространстве давление на 20 % меньше атмосферного, и благодаря этому перепаду давлений, а также большой площади резиновой диафрагмы создается эффект, позволяющий заметно уменьшить усилие при нажатии на педаль тормоза.